Subject: Открытое ПО vs свободное ПО

From: [email-masked]
Date: Mon, 11 Nov 2013 12:19:59 +0400

Приветствую всех!

Это письмо уже отправлял лично некоторым участникам, но продублирую его
в рассылке, ради удобства.

----------------8<-----------------8<-----------------8<----------------

Мне кажется хорошим аргументом к тому чтобы чётко дифференцировать эти
два направления могло бы быть следующее:

* шифрование и анонимизация это то благодаря чему остаются непоймаными
  преступники, террористы и педофилы. Это те технологии из-за которых мы
  профакапали корабли на каком-нибудь море во время войны и потеряли
  кучу людей. Это то что позволяет скрывать богатства олигархов и то что
  они контролируют и обворовывают нас
* шифрование и анонимизация это обеспечение нашей приватности, это
  контроль над нашей собственной информацией, персональными данными, это
  гарантия свободы слова, неприкосновенного некого личного пространства.
  Эти технологии защищают мои банковские денежные средства и медицинскую
  информацию, я чувствую себя защищённым благодаря ним. Благодаря
  криптошифрам наши войска могут безопасно скрытно от противника
  обеспечить безопасность моего дома и семьи

Технически речь про вроде бы одно и то же всё — математику и программы,
но смотря как оно подаётся оно и совершенно по другому будет воспринято
и оценено. Государство показывает всегда первый путь, так как это
выгодно ему. Шифропанки говорят про второй случай. И согласись что если
бы все просто раскидывались терминами, то на вопрос кто такие шифропанки
давали бы ответ "те благодаря которым педофил трахнувший вашу дочь
остаётся безнаказанным". Однозначно есть люди шифропанки которые
целенаправленно используют анонимизацию и шифрование для подрыва
государств, для организации убийств, для рынка наркотиков (silkroad) и
тому подобное. Я думаю было бы крайне неприятно смешивать нас и тех в
одну кучу. Те заинтересованы в улучшении и распространении криптографии,
мы аналогично заинтересованы в этом — но мотивы и цели у нас совершенно
другие.

* хакеры это отморозки которые тырят ваши номера банковских карт,
  которые воруют ваши email и персональные данные, продавая и наживаясь
  на этом
* хакеры это те кто сделали компьютеры, Интернет и средства связи

А это почти противоположные какие-то: кто-то создаёт, а кто-то ломает.
Их безусловно объединяет одно: все они зачастую программисты, инженеры.
СМИ мешают и тех и тех в одну кучу. Думаю не стоит уподобаться им любому
уважающему себя программисту или хакеру.

Вот точно также аналогично и с вопросом о свободное vs открытое ПО. СПО
это более социальное движение (использую как хочу, учусь на этом,
распространяю помогая соседям) с четырьмя мощными критериями. Его задача
это этичное использование программ, кооперация людей, помощь и уважение
друг к другу, без ограничений, свобода обучаться и делать прогресс. ОПО
это техническое движение которое призывает к открытию кода чтобы сделать
его более качественным, более надёжным. Цели этих двух движений в
отличии от "cracker vs hacker" и "шифропанк добрый vs шифропанк злой"
вообще не соприкасаются. Оба имеют побочный эффект в виде того что код
должен быть технически открытым. Только два из четырёх критериев к СПО
требуют открытость кода (50%) и ни один не касается технической части,
тогда как ОПО не касается социальной.

ОПО совершенно не равно СПО. И я всё же яро против смешивания этих двух
движений. Лично меня бы просто ужас как бы задело когда меня как
шифропанка причисляли бы к убийцам и наркоторговцам, как хакера к
ублюдочным взломщикам. Журношлюхам не видящим разницы в общем-то пофиг
как кого называть — для них все они одинаково бородаты и волосаты ☺. И я
уверен что не хорошо так поступать кому-либо из нас и мешать эти два
совершенно в *корне* разных направления в одну кучу и тем более
приписывать их совершенно не касающегося этого людям.

Более того, уж если и хочется использовать какое-то одно понятие, то
вряд ли стоит ОПО, так как это понятие официально появилось в 1998-м
году, тогда как СПО, которое уже к тому моменту "захватило" серверы,
HPC, маршрутизаторы мира, появилось в 1985. И мужик благодаря в большей
степени одному которому мы имеем юзабельные подконтрольные компьютеры
заслуживает больше дани уважения чем некто гораздо позже отметившийся.
Да, Эрик Реймонд безусловно очень крутой хакер, уважаю безмерно, но СПО
не его заслуга, хотя в нём он принимал уберактивнейшее участие в GNU
проекте. И, повторюсь про Линуса — тем более никоим образом не заслуга
этого: он ничего не делает в социальном или организационном плане как
просто кодит ядро, не более.

Шифропанкам надо иметь контроль над своим собственным компьютером, а не
убеждаться что запускается не лажа. ОПО не даёт этого свойства и поэтому
выбрать важно именно СПО безоговорочно. OTR/PGP например может быть
открытым, но в условиях его лицензии написано что вы обязаны отправлять
копии писем ФСБ, или вы не можете использовать его для обсуждения
политических каких-то штук, итд. Если мне что-то не понравится в
OTR/PGP/whatever (например банальная длина ключа), то ОПО ничуть не
говорит о том что я могу изменить его исходный код, тем более публикуя
изменения. Так что лично по мне это точка с понимаем что мы должны сеять
в умы людей.

-- 
Happy hacking, Sergey Matveev