Subject: Моё отношение к движению шифропанков и криптоанархистов и вера в них

From: [email-masked]
Date: Tue, 19 Nov 2013 21:51:47 +0400

Рассылка в тему. Ещё кто-нибудь тоже может высказаться и показать
позицию которую можно ожидать на криптопати.

----------------8<-----------------8<-----------------8<----------------

На сайте cypherpunks.ru который я когда-то сделал есть чёткий заголовок
что это общество И шифропанков И криптоанархистов. Однако я себя не в
равной степени причисляю идейно к двум этим движениям.

Я — шифропанк. Я действительно обеспокоен тем что исходящие от меня
информационные потоки не подконтрольны мне далее и могут быть
использованы во зло против меня же. И "таргетированная" реклама уже
информацию использует против меня.

Я вижу и уверен что математика может помочь свести на нет полезную
нагрузку порождаемой мною информации. Она может сделать данные
конфиденциальными или приватными. Это природа, техника — их подкупить
нельзя, в них можно быть уверенным (если правильно и умело используешь).
Добиться эфемерного общения и приватности хранимых данных можно
относительно легко и математически эффективно и ни от кого не зависимо.

Шифропанки являются разработчиками инструментов сохраняющих приватность
как тел сообщений (шифрование), так и их метаинформации (анонимизация).
Это работает, это здорово, это интересно, это полезно.

Но я не могу причислить себя в ряды криптоанархистов. Мне они нравятся:
* как показывает статистика (именно этой я верю), что с разрешением
  оружия уменьшается количество преступлений, с разрещением проституции
  увеличивается качества и пропадают преступные посредники сутенёры, с
  разрешением наркотиков их проблема уже не столь остра
  анархия это утопическая идея воплощения всех подобных возможностей,
  которые ликвидируют сами проблемы
* почему не будет хаоса? Да потому-что будет саморегулирование отдельных
  людей, групп людей между собой — всем хочется жить хорошо, а в анархии
  нет привилегированных правителей которые могут позволить себе большее,
  чем простые люди. Здесь все понесут равное наказание или почёт
* приставка крипто означает использование так или иначе математики. Её
  не подкупить, она топорна и прямолинейна высчитываема. Возможность
  обмануть с ней аннигилируется и придётся быть честным
* честность, добропорядочность — вот что фактически будет воспитывать
  подобная, малозависимая от материальных благ система. Репутация станет
  ценнейшим что будет на кону
* репутация это воплощение всего чему учат религии и учения:
  добропорядочность, доброта, честность, искренность, трудолюбие,
  взаимопомощь, отсутствие жадности, справедливость и тому подобное
  репутацию легко потерять расслабившись и сделав неподобающее. Это
  строгие жёсткие рамки и дисциплина
* в итоге это утопичный мир равных людей в которых воплощено всё что я
  так уважаю, жажду и все меньше и меньше вижу в настоящем мире. Где
  каждый справедливо получает что заслуживает и чего достоин

Однако это именно утопия. К ней стоит стремиться ради воспитывания
человечности, доброты и взаимопомощи (а не делегировать это кому-то
другому). Но она в принципе не достижима и не желанна большинством.

Не веру вселила книга/статья "Зарождение права и структур управления в
киберпространстве" Дженифера Мнукина. В ней рассказывается о том как в
виртуальном пространстве, цифровом мире с почти неограниченными
возможностями построения собственных миров LambdaMOO появилось право и
структура управления. Там были умные технари, образованные люди, хакеры
и люди с различными либеральными анархистскими взглядами. В течении не
одного года и тысяч зарегистрированных людей, с сотнями людей постоянно
в online, они прошли череду наверное всех возможных видов структуры
государственной власти. Пытались сделать анархию, коммунизм, демократию.
Ничего не вышло, так как для анархии люди слишком (даже среди этой
интеллигенции образованной) плохи в корне своём (плохое перевешивает
доброе); демократия очевидно что неработоспособна, так как простой
неучёный люд в принципе не разбирается в мироустройстве и не в состоянии
управлять сложными системами. Много чего пытались, а в итоге все сошлись
на том что управлять будет небольшая группа "магов": фактически
авторитетов, олигархов, которые избирают сами же себя. И это устоявшийся
до сих пор режим непоколебим и признан единственным работоспособным.

В мире где люди не голодают, не зависят от материальных потребностей,
где изначально все нейтральны и свободны — всё-равно пришло к
классическим авторитарным, олигархическим, феодальным строям. Наряду с
рабовладельческими это самые стойкие, самые могущественные, самые
долгоживущие. Иногда происходят как-бы социальные государственные
перевороты и революции, но поживёт новая система, опробует себя, снова
откинет копыта.

История, идеализированный свободный виртуальный мир LambdaMOO показывает
что другого исхода никогда не будет, кроме как авторитарных,
самоназначающихся властей. Никто не отменяет возможность подать
авторитарной власти, уважаемой власти, ходатайства, просьбы, помощи и
хороший правитель попытается угодить свои подданным. Он зависит от них,
и они от него.

Добивает то, что Брюс Шнайер отчётливо показывает что Интернет, ноосфера
независимости, свободы уже огромными темпами начала превращаться в
классическое феодальное общество.

В древности люди могли быть отщепенцами на нетронутой земле, могли
соорудить там деревню независимую от государств. Рано или поздно их
поработят или ограбят. Они вынуждены думать о своей защите, либо
делегировать её профессиональным воинам, а самим заниматься своими
делами. Все заняты своим делом, везде материальные потоки, всё под
защитой, все довольны. Феодалы обеспечивающие безопасность требуют за
это свою дань, безусловно, люд не прочь. В Интернете феодалами стали
транснациональные корпорации, берущие дань в виде денег и приватности,
ограничения свободы, то бишь порабощения, усиления зависимости в обмен
на свистопляски, развлечения, ублажение, делания людей чуть более
довольными и счастливыми.

Это просто факт. Посмотрите вокруг на людей в Москве и продажа/обмен
персональной приватной информации на развлечения сплошь и рядом.
Ноосфера Интернета это не материальные потоки, а информационные. Мы
ценны информацией которую с нашими вычислительными машинами (без них уже
никуда) генерируем, которую можно преобразовать в материальную (сейчас
это проявляется целенаправленно рассчитанной рекламой, приводящую к
материальным взаимоотношениям). И опять же все довольны техническим
прогрессом, нейроны довольны чем их возбуждают и как с ними обращаются.
Феодалы же довольны радостью вассалов и информационных крестьян, их
удовлетворённостью и приносом прибыли.

Искренне надеяться что люди будут со знанием дела озадаченно и
целенаправленно анонимизироваться и обеспечивать приватность шифрованием
— скорее бред. Это трудоёмко и не просто. Мало кто захочет отказаться от
дешёвых доступных развлечений, ещё меньше смогут действительно это
сделать и действительно бороться за приватность, неприкосновенность
личной информации и её потоков. Даже приходя на Криптопати люди ожидают
что вассалы/информационные-феодалы шифропанки сделают эту трудоёмкую
работу за них. Шифропанки могут дать инструмент, могут показать и
научить как с ним обращаться, но не работать вместо владельца.

Громко орать о будущем обществе где господствует криптовалюта, где люди
общаются между собой насквозь пропитанной асимметричной криптографией и
системами система с нулевым разглашением, где действительная свобода
слова и защищённость — можно, только не на Земле. Это интересно
сверхмалой доле людей, которую можно было бы назвать просто сектой,
отклонением в пределах погрешности.

Могут быть возражения: если всё настолько несерьёзно в умах большинства,
если только горстка параноидных технарей заинтересована во всём этом, то
почему же все средства массовой информации трындят о BitCoin без умолку?
Во-первых я считаю что это решение криптовалюты не рабочее и конкретно
сейчас эту вычислительную брешь в proof-of-work системы умные феодалы
поняли что можно использовать для очередного обогащения. Именно поэтому
СМИ трезвонят о том как же хороша система и вливайтесь в неё поскорее,
тогда как они уже владеют большей частью вычислительной мощности сети.
Во-вторых, даже если бы криптовалюта была бы рабочая, то мощнейшие
компьютеры и высокоскоростные сети это невероятный усилитель любых идей,
мыслей, новостей, любого рода информации. Сейчас в виду новости
технологий, прерогатива их использования в руках всё до сих пор
программистов, технарей, математиков и именно их мысли поэтому и
вещаются в ещё пока девственных магистралях ноосферы. Через дюжину,
может больше лет технологии станут настолько доступны, что подобные
новости о криптовалюте будут статистическим шумом, незаметным
отклонением очередного кружка не совсем нормальных людей.

Программисты делают раньше феодалов многие интересные и полезные вещи,
гораздо раньше и сильнее о них вещают по оптоволоконным и спутниковым
каналам массам. Были созданы сети Tor, I2P, когда-то был FidoNet и
BBS-ки, шифропанки сделали OTR+SMP протоколы для безопасного
аутентифицированного обмена сообщениями. Где это всё? Красивые логотипы,
зазывающие большегрудые девушки — и вот прокси и VPN сервера всерьёз
относят к средствам анонимизации. Умелая рекламная компания с пустыми ничего
не значащими для технарей словами Дурова или Skype и вот на закрытых
централизованных небезопасных системах сидит уже большая часть человек.
Да, whitepaper-ы со словами MAC или Diffie-Hellman key exchange скорее
только отпугивают людей от вот рядом имеющихся красивых дизайнерских
программок совместимых с их всеми-кому-не-лень прослушиваемых мобильных
маячках, где нет даже клавиатуры. FidoNet загнулся из-за того что там ну
нельзя посмотреть порнуху в режиме реального времени и подцепить
очередную шлюшку в чате.

Феодалы, честь и хвала, знают и умеют управлять своими подданными. Они
знают что без них никуда — такова человеческая природа. Всегда будут
шифропанки, криптоанархисты, зелёные, пацифисты и прочая сектантская
общественная девиация. Пусть будет, сильно они в общем-то не мешают, с
ними веселее, разнообразнее. Но природа самого человеческого социума на
протяжении всей истории никогда не была хотя бы рядом на стороне тех кто
действительно хочет там свободу, сохранения природы или бережного
отношения к информационным потокам. Так было и так будет.

-- 
Happy hacking, Sergey Matveev