Subject: Re: Аналог riseup в России

From: Sergey Matveev <[email-masked]>
Date: Sat, 29 Jul 2017 00:28:04 +0300

*** Taine <[email-masked]> [2017-07-29 00:13]:
>Альтернативу Телеграму? Так их полно, просто раскрутили его хорошо.

Альтернатив с настолько удручающей криптографией не много :-)

>> Меня вот значительно больше riseup занимает идея доверительного cloud computing-а. C развитием счедулеров: mesos/k8s/swarm стало очень легко объединять машинки в кластеры. Я не очень понимаю как делать виртуальную сеть (думал о tinc), есть сложность с аккаунтингом, нужно что-то вроде zero-knowledge для storage, но в целом идея кажется работоспособной. Ты предоставляешь ресурсы, взамен можешь в равном объеме – воспользоваться ресурсами сети. Для PoC можно попробовать без аккаунтинга и privaсy – только на доверии. Mesos масштабируется на 10-ки тысяч нод, но такие размеры скорее всего и не нужны.
>> Сверху этого виртуального облака можно размазывать и diaspora и коллектив сторадж owncloud/nextcloud, и свои irc и что угодно. Идея в том, чтобы постараться сделать незначительным для работы сервисов выпадение нескольких узлов.
>
>Да, красиво выглядит. Если сделать, решает массу проблем централизованных сервисов. Но это задача для хорошей команды. Возвращаясь к теме треда -- что если расширить технологический коллектив с простого предоставления сервисов до R&D? По мне так реальная тема. Только начинать надо с простого, конечно.

Кто будет за это платить и кому это надо? Ok, вот, как минимум, пара
человек заинтересована. Лично я нисколько: доверять хранение данных (в
нескольких копиях, итд) я ещё могу, особенно когда могу их
предварительно зашифровать, а вот вычисления... Какие задачи могут быть
решены людьми в таких облаках? Поднимать свои Интернет-сервисы/серверы
где есть криптографические ключи очевидно что нельзя. Перекодировать
всякую мультимедию? Математические вычисления? Если это вычисления
связанные с военкой или наукой -- просто так доверять нельзя и военное
точно не будет в облаках. Если наука где можно относительно просто
проверить результат, то всякие BOINC, distributed.net сети есть уже
давно. Хранение с избыточностью и шифрованием тоже реализовано в IPFS и
Tahoe-LAFS например. Сделать распределённые системы индексирования
данных -- YaCy уже есть. Но я не могу придумать какие ещё вычисления
можно было бы разгрузить пользователю в такие облака. Только хранение
данных.

В теории это можно было бы сделать с гомоморфным шифрованием (когда
можно производить вычисления над зашифрованными данными). Есть даже
программные библиотеки которые позволяют делать простые операции. Но вот
только их вычислительная эффективность такова, что накладные расходы
полностью нивелируют весь профит. У ряда криптографов вообще есть
сомнения что в принципе гомоморфное шифрование можно будет сделать так,
чтобы оно не занимало на много порядков больше overhead-а -- поэтому на
практике оно бесполезно.

-- 
Sergey Matveev (http://www.stargrave.org/)
OpenPGP: CF60 E89A 5923 1E76 E263  6422 AE1A 8109 E498 57EF